экологическая сертификация ИСО 14000

Главная страница
ISO 14001Гильдия экологовISO 14000
 
www.yandex.ru
Поиск по сайту

=ENGLISH=
 
 


Гильдия экологов предлагает широкий спектр услуг и оборудования экологического и природоохранного назначения.

>> Продукция    >> Услуги

В.В.Паньков. Рабочие материалы для газеты «Ведомости». Октябрь, 2003.

Вопросы экологической сертификации

Сертификация системы экологического менеджмента по ISO представляет собой процесс формального подтверждения соответствия системы экологического менеджмента предприятия этому стандарту специально аккредитованной на оказание данных услуг организацией.

Точное количество аккредитованных организаций, оказывающих услуги по экологической сертификации, назвать сложно. Только среди членов Гильдии экологов три компании осуществляют такую деятельность. Сегодня многие компании экологического профиля, получая сертификаты об аккредитации, также получают разрешения на выдачу аналогичных сертификатов. Вероятно, можно говорить о многих десятках, если не сотнях сертифицирующих организаций. Однако количество предприятий, прошедших экологическую сертификацию в России, пока исчисляется десятками.

Объем рынка экологической сертификации в значительной мере зависит от заинтересованности предприятий в прохождении сертификации. Среди основных мотивов прохождения сертификации по ИСО для предприятий можно назвать конкурентные преимущества (в основном, для поставок продукции в Западную Европу, для привлечения серьезных иностранных инвесторов и получения кредитов), решение взаимоотношений с государственными инспекциями (обоснование соблюдения экологических норм), забота об имидже. Таким образом, развитие импорта, активизация иностранных инвестиций, принятие новых законов и государственных стандартов, популяризация «экологически безопасной» продукции и услуг определяют и перспективы рынка экологической сертификации.

В качестве примера можно привести ситуацию по спросу на экологически сертифицированные лесные товары, который в ряде европейских стран (Великобритания, Германия, Нидерланды и др.) достиг 30% емкости рынка.

Стоимость прохождения аудита и сертификации варьирует в значительных пределах и зависит от ряда обстоятельств, включая характер и размеры предприятия, регион осуществления деятельности и т.д. Очевидно, что экологический аудит для небольшого рекламного агентства будет радикально отличаться от аудита крупного металлургического производства. Так, по некоторым данным, стоимость сертификации одного наименования продукции или услуг по ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) может составлять от 12 до 30 тыс. рублей. При использовании факта сертификации предприятием в рекламной и маркетинговой практике, возможная прибыль значительно превысит расходы, кроме этого стоимость сертификации может быть отнесена на себестоимость продукции.

Опыт западных компаний показывает, что после сертификации доход от реализации продукции может быть увеличен в среднем на 10-15%. По данным маркетинговых исследований компании «Бизнес Эксперт Инвест» на примере прохладительных напитков, наиболее важными характеристиками продукции для потребителей являются: качество - 31% респондентов, экологическая чистота - 25,9%, стоимость - 23,8%, внешний вид товара - 12,9%, упаковка - 5,2%, мода на данный товар - 0,5%.

Экологическое право в Российской Федерации как самостоятельная отрасль права на сегодняшний день находится в стадии формирования. Общий объем экологических нормативно-правовых актов в российском законодательстве превышает две с половиной тысячи. Основными экологическими нормативно-правовыми актами являются: Конституция Российской Федерации; Кодексы Российской Федерации; Законы Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Постановления Государственной Думы Российской Федерации; Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации; Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Акты Минприроды Российской Федерации и Госкомэкологии России; Акты Госкомсанэпиднадзора России; Акты Минздрава России; Акты Минсельхозпрода России; Акты Государственного таможенного комитета России; Акты Роскомзема России; Акты Рослесхоза России; местные и региональные акты. Существует также система отраслевых нормативов и ГОСТов.

В российском экологическом законодательстве существует значительное количество недоработок. В частности, известны случаи, когда нормативно-правовые акты разного уровня противоречат друг другу или не соответствуют особенностям конкретных регионов. Так, на сточные воды предприятий повсеместно действуют рыбохозяйственные нормативы, тогда как в ряде регионов вода, забираемая предприятиями для технических нужд, уже не соответствует этим требованиям.

Уголовный кодекс российской федерации (Раздел IX. Преступления против общественной безопасности общественного порядка. Глава 26. Экологические преступления) предусматривает ряд серьезных санкций за нарушение экологического законодательства. Разработаны системы экологических штрафов и платежей. Вместе с тем, мы постоянно сталкиваемся с разномасштабным несоблюдением экологических норм, что вызвано целым рядом причин, в частности:

- противоречия различных стандартов, нормативов и законодательных актов и их неопределенность по отдельным экологическим показателям;

- неудовлетворительная работа механизма государственного контроля и взыскания штрафов и платежей;

- недостаточная информированность предпринимателей о действующих нормативах, законах и ответственности за их нарушение

и т.д.

В целом, внедрение системы экологической сертификации в Росси, безусловно, является перспективным и многообещающим фактором повышения экологической безопасности продукции и услуг и сохранения окружающей среды.


Приложения     

ОБЗОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Экологическое право в Российской Федерации как самостоятельная отрасль права находится в стадии формирования. По характеру его можно отнести к смешаному праву, поскольку оно включает в себя как нормы, отстаивающие общие интересы (публичное право), так и нормы, ориентированные на частных лиц (частное право). На сегодняшний день оно вобрало в себя часть природоресурсного права или права природопользования; право, связанное с охраной окружающей природной среды и правовые нормы, обеспечивающие экологическую безопасность человека. Общий объем экологических нормативно-правовых актов в российском законодательстве превышает две с половиной тысячи.

Экологические нормативно-правовые акты

Основными экологическими нормативно-правовыми актами являются:

Статья 31 Закона РФ "О защите окружающей среды" посвящена экологической сертификации.  

Система экологического права

Система экологического права включает в себя как базовые, так и вторичные (экологизированные) нормы. К базовым нормам относятся правовые документы, имеющие прямое отношение к экологическим вопросам, а вторичные нормы - это нормы, непосредственно не связанные с экологией, но исполнение которых существенно влияет на различные сектора экологической сферы. Сегодня важность экологических проблем постоянно растет, и на этом фоне наблюдается экологизация права, то есть, с одной стороны, все большее количество норм так или иначе затрагивает экологические вопросы, а с другой стороны, экологические нормы начинают "проникать" во многие другие правовые сферы. Базовые нормы являются либо комплексными - имеющими отношение к широкому кругу экологических проблем и различным экологическим объектам или к окружающей природе в целом - либо отраслевыми, то есть относящимися к определенному аспекту экологии или какому-либо объекту. Соответственно они принимаются либо органами общей компетенции: Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и аналогичными органами субъектов федерации; либо отраслевыми органами: министерствами, комитетами, службами, надзорами, агентствами и т.п. Исключения составляют законы Российской Федерации, которые могут иметь как комплексный, так и отраслевой характер.

 

Приоритетность норм в экологическом праве

Наибольшей юридической силой в системе экологического права, как и в российском праве вообще, обладает Конституция Российской Федерации. Затем следуют Конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации. Конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить аналогичным федеральным нормам и являются приоритетными в вопросах предметов ведения субъектов федерации. За ними следуют указы и распоряжения Президента Российской Федерации, далее - постановления Правительства Российской Федерации, затем - приказы и другие нормативные документы министерств, комитетов, служб, надзоров, агентств и др. органов исполнительной власти Российской Федерации. После располагаются правовые акты соответствующих исполнительных органов власти субъектов федерации. Замыкают перечень нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Кроме приоритетности, связанной со статусом документа, существует приоритетность по срокам принятия: при противоречии между двумя нормами одного статуса действует положение предусмотренное нормой, принятой позднее; при противоречии нормы общего характера и специальной нормы, применяется положение специальной нормы.

 

Несколько правил, помогающих ориентироваться в экологическом праве

Для того, чтобы неспециалисту в области права было проще ориентироваться в имеющемся многообразии эколого-правовых норм, предлагаем несколько правил:

1. Поскольку период становления отрасли права неизбежно связан с множеством коллизий, при рассмотрении того или иного вопроса целесообразно исходить из приоритетности правовых норм, что поможет избежать лишней работы и путаницы. Базовыми во всех вопросах экологического права являются положения Конституции Российской Федерации и в первую очередь статья 42, закрепляющая право каждого на благоприятную окружающую среду.

2. В каждом конкретном случае следует также выяснить, по поводу чего возникли эколого-правовые отношения - здоровье гражданина, объект природы (леса, воды, недра, воздух и т.п.) или комплекс объектов. Особенности правового регулирования в экологическом праве во многом зависят от характера природного объекта и от того, в каком качестве он выступает - объект особой охраны, ресурс, продукт потребления и т.д.. Четкое определение объекта и его специфических черт позволит выявить более узкую область эколого-правовой сферы, относящуюся к вашему случаю.

3. Часто поиск необходимых норм можно облегчить, выяснив, какой отраслевой орган может принимать решения по данному вопросу. Названия многих министерств, комитетов и других органов в ряде случаев прямо говорят с каким объектом природы они работают: Роскомзем, Росгидромет, Минздрав и т.п. Это дает возможность искать нормы по предполагаемому автору. Но надо помнить, что всегда могут оказаться нормы, связанные с вашим вопросом, принятые органом власти, не имеющим непосредственного отношения к рассматриваемому объекту природы.

4. В связи с тем, что экологическое право складывается на основе различных правовых институтов, правовые аспекты экологических проблем удобно рассматривать через призму составных частей экологического права - одни отношения могут регулироваться законодательством о природопользовании, другие - об охране природы, третьи - об экологической безопасности. Руководствуясь этим правилом проще найти необходимые нормы, приложимые к вашей проблеме.

[www.ecosafe.nw.ru]

 ______________________________________________________________ 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
ГЛАВА 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

1. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, - (в ред. Федерального Закона от 25.06.98 N 92) ИДП[17855,209] наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - (в ред. Федерального Закона от 25.06.98 N 92) ИДП[17855,209] наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 250. Загрязнение вод

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 251. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - (в ред. Федерального Закона от 25.06.98 N 92) ИДП[17855,209] наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 252. Загрязнение морской среды

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.

3.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений

1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов
Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом
в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 258. Незаконная охота

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников

1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:
а) неоднократно;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером - в двести раз.

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов

1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    index
в раздел "Библиотека"



Copyright © В.В. Паньков, 2003-2004

 

 

Hosted by uCoz