Общественная экологическая экспертиза
С 80-х годов к понятию "независимая экологическая экспертиза"
не было однозначного подхода. В виду неоднозначности трактования понятия,
к независимой экологической экспертизе относили оценку воздействия
на окружающую среду, экомониторинг и любые иные способы получения
и анализа экологической информации. В 1991 году был приянт Закон РФ
"Об охране окружающей природной среды", в котором впервые в России
независимая экологическая экспертиза была введена как официальное
понятие.
В 1995 году принят закон РФ "Об экологической экспертизе". В этом
законевпервые четко определена и регламентирована государственная
и общественная экологическая экспертиза: "экологическая экспертиза
- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы
в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации объекта экологической
экспертизы".
Согласно определениям закона "Об экологической экспертизе", общественная
экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями).
К объектам государственной экологической экспертизы закон относит
проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, проекты
комплексных и целевых федеральных программ, проекты генеральных планов
развития территорий, все виды градостроительной документации, проекты
схем развития отраслей народного хозяйства и другие масштабные проекты
и материалы.
В соответствии со ст.14, для государственной экологической экспертизы
необходимо, помимо прочего, представить положительные заключения и
(или) документы согласований органов федерального надзора и контроля
с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством
Российской Федерации порядке; заключения федеральных органов исполнительной
власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае
его рассмотрения указанными органами и заключений общественной
экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы
обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами
и общественными организациями (объединениями), организованных органами
местного самоуправления.
Существенно, что общественная экологическая экспертиза может проводиться
в отношении объектов государственной экологической экспертизы, за
исключением объектов, сведения о которых составляют государственную,
коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно
с государственной экологической экспертизой и включает работу с предпроектной
и проектной документацией, включая проекты программ, договоров и иной
обосновывающей документации на завершающей стадии ее подготовки. Право
на доступ к проектной документации и участие наблюдателей в заседаниях
комиссий закреплено законодательно. Таким образом, общественная экологическая
экспертиза является механизмом общественного контроля за ходом государственной
экспертизы и общественного участия в ней.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридический
статус только после утверждения его в органах государственной экологической
экспертизы.