содержание животных

Главная страница
Гильдия экологов
  ЗАКАЗЧИКАМ     О ГИЛЬДИИ     НОВОСТИ     МАТЕРИАЛЫ     ENGLISH
Услуги   Члены   Гильдия   Для членов   The Guild
Продукция   Вступление   Экология   Библиотека   Members
Компании   Фотогалерея   Форумы   Проекты   Services
Древо сайта   Контакты   Фотогалерея   Ссылки   Contacts
 
www.yandex.ru
Поиск по сайту

=ENGLISH=
 

 

    index
    в раздел "Библиотека"

    Е.Е.Белоусова, главный специалист Информационно-аналитического Управления Аппарата Московской городской Думы.

    Обзорная справка «Регулирование отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными. Зарубежный опыт» (к проекту Закона г. Москвы «О животных»). Москва,  2003 г. 

    Содержание.

    1. Актуальные проблемы, возникающие при использовании, содержании и обращении с животным миром в Москве и требующие правового регулирования отношений.
    2. Правовое урегулирование отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными в г. Москве.
    3. Правовое урегулирование отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными в Российской Федерации.
    4. Зарубежный опыт регулирования отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными.
    Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации в области регулирования отношений с животными (Приложение 1).
    Перечень нормативно-правовых актов г. Москвы в области регулирования отношений с животными (Приложение 2).

    I. Актуальные проблемы, возникающие при использовании, содержании и обращении с животным миром в Москве и требующие правового регулирования отношений.

    Экосистема  города Москвы отличается сложнейшей структурой, все ее элементы находятся в тесной взаимосвязи и требуют постоянного специального контроля для обеспечения нормальных условий жизни горожан. Традиционно наибольшее внимание уделяется мониторингу степени загрязнения воздушной и водной среды, однако не менее важным является контроль за состоянием и численностью биологических компонентов городской экосистемы – диких и одичавших животных, а также домашних животных (животные-компаньоны).

    В настоящее время в Москве, по мнению специалистов биологов, наиболее актуальными проблемами, возникающими при использовании, содержании и обращении с животными, являются следующие:

    1.

    В отношении диких животных:

    • ·         сокращение общей численности и видового состава[1];
    • ·         необходимость регулирования количества грызунов;
    • ·         рост популяции одичавших бездомных собак и кошек, и связанная с этим острая необходимость усиления борьбы с распространением бешенства; повышения эффективности работы ветеринарных клиник, организации приютов для бездомных животных;
    • ·         необходимость системного и систематического мониторинга за животным миром;
    • ·         проведение просветительной политики среди населения о бережном отношении к представителям животного мира;
    • ·         проведение природоохранных мероприятий.

    2.

    В отношении домашних животных:

    • ·         вопросы вакцинации против бешенства, стерилизации, соблюдения условий содержания;
    • ·         введение государственного учета животных и создания специального реестра;
    • ·         проблемы, возникающие с возникновением моды на содержание экзотических и диких пород животных в качестве домашних, прежде всего хищников. Регулирование ввоза и вывоза экзотических и ценных пород животных, охраняемых Красной Книгой;
    • ·         организация производства и продажи сопутствующих товаров в специальных магазинах и обеспечение соответствия продукции международным нормам и стандартам;
    • ·         вопросы захоронения животных;
    • ·         в условиях мегаполиса, компактного проживания большого количества людей актуальна проблема взаимодействия и мирного сосуществования животного и человека, а также животных друг с другом

    3.

    Проблема экологического воспитания и просвещения населения:

    • ·         для решения проблем, связанных с охраной окружающей природной среды необходимо наладить систему экологического  воспитания и просвещения населения.

    Отдельно стоит проблема приобретения домашних животных с единственной целью - повысить собственный статус в глазах окружающих в результате модного поветрия на определенные виды и породы животных. В итоге нередко возникают конфликтные ситуации между человеком и животным[2], появляется необходимость обращаться к соответствующим специалистам либо животное оказывается выброшенным на улицу.

    В качестве причин существующего значительного роста популяции бродячих животных рядов отмечаются следующие:

    • ·         Безответственное владение животными.
    • ·         Отсутствие системы обучения владельцев правилам содержания животных.
    • ·         Отсутствие приютов – мест сбора животных для передачи их владельцам.
    • ·         Отсутствие полного учета животных, находящихся во владении у населения и на предприятиях.
    • ·         Коммерческое использование животных.

    Все возрастающие масштабы незаконного ввоза и содержания в г. Москве диких и экзотических животных также порождают массу серьезных проблем. Это и риск ввоза и распространения в городе опасных для человека заболеваний, и возможность причинения вреда людям животными, которые по тем или иным причинам оказываются безнадзорными. Эти животные нуждаются в специальном питании и особых условиях проживания, отличающихся от традиционных. В последнее время зафиксированы случаи обнаружения змей, как среди городской застройки, так и, непосредственно, в домах москвичей. Существующее положение сказывается и на репутации Москвы, как столицы государства, являющегося участником ряда международных конвенций по охране редких и исчезающих видов животных.

    II. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными в г. Москве.

    Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

    В Москве сегодня политика в сфере охраны животного мира и взаимоотношений человек - животное представлена рядом нормативно-правовых актов, в основном постановлениями Правительства Москвы и распоряжениями Мэра (см. Приложение 2). Так, в Москве действует Красная книга г. Москвы, Временные правила содержания собак и кошек, Временное положение по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек, регулируются вопросы по сокращению численности безнадзорных животных, упорядочению содержания домашних животных. Правительством Москвы утвержден Порядок регистрации пользователей дикими наземными животными, содержащимися в неволе для коммерческих целей.

    На заседаниях Комиссии по экологической политике Московской городской Думы неоднократно поднимались вопросы определения понятия «домашних животных» и замены его на «животные-компаньоны»[3]. В Свердловской области с 1997 года действует Закон «О содержании домашних животных в Свердловской области» № 68-ОЗ, в котором под домашним животным понимаются «животные, исторически прирученные и разводимые человеком, находящиеся на содержании владельцев в жилом помещении или при доме». В законе также определены конкретные породы собак, требующие «особой ответственности владельцев». Принадлежность собаки к породе определяется на основании родословных документов, а в спорных случаях экспертной комиссией при органе регистрации домашних животных.

    Наравне с прописанными правами и обязанностями владельцев домашних животных, в Законе Свердловской области определены права и обязанности обществ и клубов владельцев домашних животных, обществ защиты животных, иных организаций, в соответствии с которыми общества могут: вести  методическую  и  разъяснительную работу среди членов обществ и клубов  владельцев  домашних  животных,  обществ  защиты животных  и  населения  по  вопросам  культуры содержания домашних животных (ст.5).

    В законопроекте г. Москвы «О животных» отсутствует подобная статья, несмотря на то, что опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что просвещение населения – один из ключевых моментов в политике регистрации животных, регулирования численности животных, работы приютов, сохранения редких и исчезающих животных и др. Доказано, что при правильно проводимой политике просвещения и образования населения существующие проблемы решаются гораздо быстрее и обходятся дешевле для государства.

    В соответствии со статьей 15 п.8 «при передаче животного другому собственнику (владельцу) на него оформляется паспорт…». Данная статья оправдывает себя в случае, если оформляется собственность на нового владельца помещения, дома, земельного участка, т.к. в данной области достаточно часто возникают спорные вопросы и судебные разбирательства. В отношении животных такие случаи довольно редки, следовательно представляется возможным вместо оформления нового паспорта (в целях экономии бюджетных средств), делать соответствующую отметку в графе о собственнике в случае его смены.

    III. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

    В Российской Федерации животное в соответствии с Гражданским Кодексом является частной собственностью и может находиться во владении частном, федеральном и городском. Федеральным законодательством (см Приложение 1) регулируются вопросы оборота редких и исчезающих видов животных, проблемы таможенного ввоза экзотических животных, лицензирования на работу с животными, охоты и др.

    Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию России или относящиеся к естественным богатствам континентального шельфа и экономической зоны РФ; не являются  таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей. Они являются имуществом,  принадлежащим на праве собственности государству, юридическим или физическим лицам и используются и охраняются в соответствии с гражданским законодательством.

    К объектам животного мира федерального назначения  могут быть отнесены животные: - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную Книгу РФ, - населяющие территориальное море, континентальный шельф и экономическую зону РФ; - обитающие на территориях государственных природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы федерального значения, - отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении, - естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ, - подпадающие под действие международных договоров РФ.

    Основными функциями государственного регулирования в области эколого-правового режима использования и охраны животного мира являются следующие: - государственный учет животных и их использования и государственный кадастр животного мира; - государственный мониторинг животного мира; - планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; - государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; - разрешение споров, связанных с использованием животного мира.

    Основными принципами регулирования охраны и использования животного мира являются:

    ·         приоритет действий, направленных на обеспечение устойчивого существования животного мира и сохранения среды обитания;

    ·         использование объектов животного мира, гарантирующее их устойчивое существование и воспроизводство, сохранение биологического разнообразия, а также сохранение среды обитания;

    ·         сохранение гуманных способов использования объектов животного мира, совместимых с требованиями его охраны и устойчивого использования;

    ·         привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

    ·         приоритет международных обстоятельств в области охраны животного мира и среды обитания.

    Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга Российской Федерации, Красные книги других субъектов РФ.

    В соответствии с Федеральным законом юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Законы, регулирующие условия содержания домашних животных существуют только в трех субъектах Российской Федерации (Свердловская область, Республика Саха-Якутия и Бурятия), в остальных вопросы охраны животного мира разделены условно на две части: охрана диких животных (общие законы об охране животного мира, диких животных – Республика Татарстан, Новосибирская область, Камчатская область, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Хакасия и постановления о правилах охоты и рыболовства), и отдельно выделены постановления и решения местных органов власти (практически во всех субъектах РФ), содержащие «Правила содержания собак и кошек». Постановлениями глав администраций Белгородской, Курской, Ивановской, Челябинской, Липецкой, Волгоградской, Волгодонской и других областей утверждены специальные целевые программы «О мерах профилактики и борьбы с распространением бешенства животных».

    IV. Зарубежный опыт регулирования отношений, возникающих при использовании, содержании и обращении с животными.

    В экономически развитых странах традиционно уделяется большое внимание охране животного мира.

    Так, в Германии создание в рекреационных зонах «участков покоя» и ограничение туризма послеобеденным временем позволило увеличить  численность хищных птиц в 7 раз. Предусматривается выделение «участков покоя» уже на стадии проектирования рекреационных зон, за счет организации малодоступных для людей мест, создания искусственных преград. Особая роль в Германии принадлежит экологической пропаганде.

    В Великобритании готовится законопроект (Билль о правах животных), по которому животным гарантируется право на оптимальное количество и качество еды и воды, на комфортабельные условия проживания, на своевременный вызов ветеринаров, на достаточное пространство, на психологическую реабилитацию.

    В Швеции также готовится законопроект, в котором подробно описываются условия проживания мелких домашних животных, так, для ручной мыши минимальная площадь проживания является 0, 09 кв. м. Также  закреплено право кошек «беспрепятственно передвигаться по любой территории даже в том случае, когда земля является частным владением».

    В городах особое место в законодательстве уделяется вопросам содержания и выгула собак, регистрации и лицензирования домашних животных. В связи с трагическими случаями в Германию с июня 2001 года запрещено ввозить ротвеллеров, питбультерьеров, бультерьеров. В Северном Рейне-Вестфалии - для владельцев опасных пород ввели обязательное страхование гражданской собственности - 500-800 марок, а на мелких - 200 марок.

    В Швеции, даже  если собака напугала человека, не причинив ему никакого ущерба, владельца обязывают выплатить штраф.

    В США действуют Программы Надзора за животными: в каждом штате выработаны свои нормативно-правововые базы. Различаясь по форме, по величине штрафов и по стоимости лицензий, они содержат единый принцип проведения политики в отношении животных:  «Большое число проблем в области надзора за животными создается не жестокими или неподчиняющимися закону людьми. Они в основном создаются неинформированными людьми с добрыми намерениями» (Р. Колород, исполнительный директор гуманитарного общества графства Броуорд, штата Флорида).

    В США организация надзора за домашними животными  осуществляется по нескольким направлениям:

    • ·Создание системы учета, регистрации домашних животных и обязательная покупка лицензии на право заводить животное.
    • ·Рынок дифференцированных лицензий на стерилизацию - как основа политики уменьшения численности животных.
    • ·Проведение обязательной стерилизации животных, забираемых из приютов.
    • ·Обязанность делать прививки от бешенства для домашних животных.
    • ·Организация приютов, в которых содержат потерявшихся животных, а также проводятся операции по стерилизации.
    • ·Установление правил по содержанию животных в жилом помещении.
    • ·Работа по просвещению и обучению населения и персонала приютов.
    • ·Установление обязанности уборки нечистот за животными.
    • ·Разработка механизмов решения конфликтов, в которые вовлечены люди и животные. Решение проблемы нападения животных на людей и жестокого обращения с животными.
    • ·Поиск путей финансирования программ по обеспечению надзора за животными.
    • ·Решение проблемы гуманного умерщвления.

    Кроме обеспечения гуманного отношения к бездомным и брошенным домашним животным и помощи в недопущении чрезмерного роста числа животных, муниципальная программа надзора за животными направлена на  предотвращение и решение серьезных проблем, связанных со здоровьем и безопасностью людей, таких как нападение собак и распространение бешенства. Законодательство об обязательном лицензировании, включающее требования о прививках против бешенства и других болезней, оказалось эффективным. Законы о представляющих опасность собаках, принятые штатами и муниципалитетами, начиная с середины 80-х годов, способствовали уменьшению числа нападений собак.

    В условиях бюджетных трудностей, с которыми постоянно сталкиваются местные органы власти, нелегко найти деньги на финансирование надзора за животными. Однако надзор за животными должен получать государственную поддержку. Затраты на эффективную местную программу надзора за животными обычно составляют в США по крайней мере 3 долл. на человека в год. Они могут полностью или частично покрывать платой за лицензирование домашних животных и за содержание животных в приютах. Эффективная программа надзора за животными не только обеспечивает городам и графствам текущую экономию на затратах (например, защита граждан от представляющих опасность собак позволяет экономить на расходах на лечение), но и способствует уменьшению будущих расходов по надзору за животными. Так, доказано, что если в городе в 1993 г. умерщвлено 4 тыс. животных (затраты на то, чтобы умертвить одно животное, составляют от 50 до 90 долл.), но одновременно не проводятся мероприятия по стерилизации животных, то в 1999 г. придется умертвить по крайней мере столько же животных. Если же в городе в 1993 г. кроме умерщвления 4 тыс. животных проводится дифференцированное лицензирование, финансируется программа стерилизации животных и организуется программа обучения в школах, то в 1999 г. придется умертвить гораздо меньшее число животных, и будет также обеспечена экономия ряда других затрат.

    Избыточная численность домашних животных - наиболее серьезная проблема, с которой в настоящее время сталкиваются местные службы, обеспечивающие приют и надзор за животными. Практически в каждом сообществе в США число бездомных животных значительно превышает число доступных для них пристанищ. В результате, по оценкам,  ежегодно в США от 7 до 8 млн. никому не нужных животных умерщвляются в приютах для животных.

    Главная причина заключается в безответственности владельцев домашних животных. Большинство средств, выделяемых на программы надзора за животными, тратится на решение проблем, возникающих из-за того, что безответственные владельцы домашних животных не подвергают их операции по стерилизации, а также позволяют своим животным бродяжничать или плохо ухаживают за ними.

    Нереалистично рассчитывать на то, что семьи возьмут к себе «избыточных» собак и кошек, а также на то, что владельцы домашних животных обязательно отведут их к ветеринару для стерилизации. Поэтому в каждом городе и графстве программа надзора за животными обычно включает хорошо рекламируемую и поддерживаемую местными властями программу стерилизации собак и кошек.

    Наиболее успешные Программы включают три компонента:

    1. законодательное обеспечение работы Программы (наличие местных постановлений, включающих положение о дифференцированном лицензировании);

    2. обучение граждан (осуществление программ обучения местного населения);

    3. организацию стерилизации животных (существование дешевой ветеринарной клиники, где можно провести операции по стерилизации животных; проведение обязательной стерилизации животных, забираемых из приютов).

    Муниципальные и частные приюты для животных, которые проводили программы с использованием всех трех компонентов, отметили, что после нескольких лет осуществления программы значительно уменьшилось число животных, с которыми им приходится иметь дело.

    Избыточное количество домашних животных обостряет все другие связанные с животными проблемы, с которыми столкнулись местные сообщества в 90-е годы. С точки зрения здоровья и безопасности людей наиболее серьезной и распространенной проблемой безусловно является нападение собак.

    Наиболее серьезные несчастные случаи происходят во владениях хозяина собаки; вовлеченным в них обычно оказывается член семьи владельца собаки, дети. Многие случаи нападения собак предсказуемы: они являются скорее результатом обстоятельств, чем следствием темперамента какой-то конкретной собаки или определенной породы собак. Кроме того, некоторые собаки более опасны, чем другие, например, собаки, обученные охранять, нападать и убивать, или собаки, не привыкшие к обществу людей или сидящие на цепи несколько часов подряд. От этих собак население должно быть защищено.

    Признавая необходимость защиты граждан, штаты и местные правительства в последние годы в срочном порядке приняли законы, призванные уменьшить число нападений собак. До 1986 г. лишь в 5 штатах были законы о представляющих опасность собаках. К 1993 г. 25 штатов ввели в действие такие законы.

    Вслед за штатами местные административные единицы принимают законы, призванные выявить потенциально опасных животных, прежде чем они совершат серьезные нападения на людей.

    В недавнем докладе, подготовленном федеральными Центрами контроля за заболеваниями (Centers for Disease Cоntrol), отмечалось: «наиболее эффективными средствами уменьшения численности людей, которые могут заразиться бешенством, являются их обучение тому, чтобы они избегали незнакомых, особенно диких животных, а также вакцинация домашних животных против бешенства. Программами вакцинации против бешенства должны быть охвачены как собаки, так и кошки». Действительно, главным переносчиком бешенства от животных к человеку являются не собаки, а кошки.

    Местные власти в тех районах, где чаще всего отмечаются случаи заболевания бешенством, обнаружили, что наличие в их сообществах бездомных и полудиких кошек затрудняет контроль за распространением бешенства.

    В графстве Мальтномах, штат Орегон специальным постановлением определены процедуры, позволяющие графству идентифицировать потенциально опасных собак, и вводятся санкции по отношению к их владельцам. Исследование показало, что до того, как графство пересмотрело свое постановление, касающееся представляющих опасность собак, 25% всех собак, которые уже покусали людей, в течение года укусили кого-то еще. При новых правилах уровень снизился до 7%. Всего за пять лет число расследуемых в графстве несчастных случаев, связанных с представляющими опасность собаками, уменьшилось на 18%.

    Что касается экспериментов над животными, в настоящее время в 14 штатах запрещено передавать невостребованных собак или других животных, содержащихся в приютах, для использования в исследовательских или учебных целях. Это штаты Коннектикут, Делавер, Гавайи, Мэн, Мериленд, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд, Южная Каролина, Вермонт и Западная Вирджиния. С другой стороны, в четырех штатах (Айова, Миннесота, Оклахома, Юта) все еще существует обязательная передача животных; при этом во всех штатах, кроме штата Юта, владельцы животных, отдавая их в приюты, могут требовать, чтобы эти животные не продавались и не использовались для экспериментов. Остальные штаты не проводят какой-либо определенной политики в этом вопросе, и она разрабатывается на местном уровне.

    Итак, разработка всеобъемлющих местных постановлений является необходимым условием успеха Программы ухода и надзора за животными. Местные постановления в США призваны:

    • защищать общественную безопасность, устанавливая механизмы предотвращения укусов и нападений животных, а также несчастных случаев, причинами которых являются бродячие животные;
    • защищать здоровье людей, устанавливая механизмы предотвращения распространения заболеваний, особенно бешенства;
    • препятствовать разведению кошек и собак и содействовать их стерилизации;
    • обеспечить установление принадлежности каждого животного его владельцу с тем, чтобы повысить ответственность владельцев домашних животных и увеличить число возвращаемых владельцам потерявшихся домашних животных;
    • регулировать деятельность лиц, занимающихся продажей, содержанием, распределением животных и тому подобными видами деятельности;
    • решать проблемы как защиты животных, так и надзора за ними;
    • уделяя первостепенное внимание собакам и кошкам, обеспечивать также надзор и защиту других животных;
    • пытаться предвидеть и обеспечить средства решения возможных в будущем местных проблем, связанных с животными;
    • предусматривать жесткие процедуры выполнения и контроля за соблюдением местных постановлений.

    На разработку эффективных местных постановлений и штатных статутов в сфере контроля за животными обычно уходит несколько лет.

    Специалисты в области контроля за животными в США единодушны во мнении, что ни одну программу нельзя считать законченной без хорошо спланированных мероприятий по обучению населения. Успех любой деятельности в сфере надзора за животными (от лицензирования до программ стерилизации) зависит от сотрудничества с информированным населением.

    Программа обучения взрослых обычно нацелена на достижение нескольких целей:

    • ознакомить владельцев домашних животных с обязанностями по удовлетворению потребностей своих питомцев и осуществлению контроля за ними;
    • пропагандировать гуманное отношение ко всем животным, как диким, так и домашним;
    • предоставить людям информацию о службе надзора за животными и ее роли в решении местных проблем, связанных с животными;
    • информировать людей о том, что выполнение законов, касающихся животных, выгодно всем;
    • стимулировать взрослых учить детей быть гуманными и ответственными владельцами домашних животных.

    В обучении используются разные средства - листовки, интервью, статьи в местной прессе и выступления по радио и телевидению. Программа обучения охватывает людей всех возрастов, уровней благосостояния и интересов.

    Эффективным средством стимулирования роста интереса местного сообщества к надзору за животными является деятельность специального консультативного совета, состоящего из местных ветеринаров, сотрудников приюта для животных, местного администратора и нескольких жителей. Одним из примеров может служить Комитет граждан по ответственности за животных в г. Эвклиде, штат Огайо. Используя опыт успешных программ в других районах, эта группа совместно с комитетом по образованию разработала для школ программу обучения уходу за животными, а совместно с местными ветеринарами - программу стерилизации животных за уменьшенную плату.

    Проблемы надзора за животными, как показывает опыт, вполне  решаемы. Местные правительства в США добиваются успехов как путем повышения качества программ ухода и надзора за животными, так и  уменьшая число животных, поступающих в местные приюты.

    Добиваться ответственности владельцев домашних животных – конечная цель программ надзора за животными. Средствами достижения этой цели являются обучение населения и разумное местное законодательство, особенно в сфере лицензирования и стерилизации животных. Другие проблемы, связанные с животными, требующие внимания со стороны местных правительств решаются за счет обмена информацией с другими местными административно-территориальными единицами, а также с местными, штатными и общенациональными организациями, специализирующимися в области контроля за животными.

     

    Таким образом, на фоне сокращения общей численности и видового состава животного мира на территории Москвы и отсутствия комплексной политики по его охране наблюдается неконтролируемый рост численности брошенных на улицу, одичавших и диких собак и кошек, экзотических  видов животных. Данная ситуация усугубляется отсутствием специальных мер по просвещению населения в данной сфере. В результате горожане и жители столицы находятся под угрозой нападений собак, укусов, заражения бешенством. А практика выбрасывания надоевших животных на улицу, невыполнение минимальных мер по уходу за животными, грубое отношение к ним пагубно сказывается на психике ребенка-горожанина и так оторванного на длительный срок от живой природы. Впоследствии отношение к животным переносится на отношения с окружающими людьми, формируя грубое отношение к близким, неумение прощать, нежелание ухаживать за больными и слабыми, отсутствие умения бескорыстно любить.

    В связи с тем, что по действующему федеральному законодательству животное является частной собственностью, формируемая законопроектом форма регистрации животных-компаньонов является вполне обоснованной процедурой. К тому же, у жителей Москвы появляется еще одна возможность научиться демократическому конституционному отношению к частной собственности, практике уважительного отношения к чужому имуществу, что в результате уменьшит многие возникающие конфликты между людьми, связанные с содержанием животных.

    Нерешенными вопросами для Москвы на сегодня являются многие проблемы: захоронения животных (цивилизованного захоронения, а не в парках, скверах, пустырях), перевозки, регистрации, вакцинации, определения опасных пород собак и многие другие. Предполагается возможным их решение в случае, если законопроект г. Москвы «О животных» в ближайшее время будет дополнен соответствующими нормативно-правовыми актами, такими, как, например, Перечень пород собак, которые будут отнесены к особо опасным и для которых будет обязательным ношение намордников.

    Анализ положительного опыта США по регулированию взаимоотношений человека и животного показал необходимость проведения сбалансированной политики, которая должна быть направлена не только на создание необходимой нормативно-правовой базы и сети приютов, гостиниц для животных и применение санкций к нарушителям установленных норм, но и одновременное осуществление программ обучения и просвещения местного населения.

    Приложение 1.

     

    Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации в области регулирования отношений с животными.

    Закон РФ «О животных» от 24 апреля 1995 г.

    Приказ МПР РФ от 27.04.2001 №369 «О должностных лицах Министерства Природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира и среды их обитания».

    Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 №497 «О лицензировании деятельности в области племенного животноводства».

    Приказ МПС РФ от 29.05.2002 № 26 «Об утверждении типовых схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении».

    Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 №634 «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю».

    Приказ МПР РФ от 05.02.2001 №119 «О разрешениях (распорядительных лицензиях) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации».

    Приказ Минсельхоза РФ от 04.01.2001 №3 «Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».

    Приказ МПС РФ от 28.06.1999 №36Ц «Об утверждении правил перевозок животных на железнодорожном транспорте».

    Письмо Минсельхозпрода РФ от 08.04.1999 №13-8-01/400 «О порядке ввоза и использования импортной продукции животного происхождения»

    Приказ Госкомэкологии РФ от 21.05.1998 №311 «Об утверждении порядка взимания платы за выдачу разрешений на вывоз с территории, а также ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения».

    Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 №133 «О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира».

    Приказ Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и исключенных из Красной Книги Российской Федерации».

    Письмо ГТК РФ от 17.09.1997 №02-07/17968 «О порядке оформления экспорта и импорта животноводческих грузов в Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1010 «Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда Российской Федерации»

    Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 №1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».

    Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».

    Распоряжение Правительства РФ от 23.10.1995 №1454-р «О мерах по стимулированию проведения охотпользователями мероприятий по охране и воспроизводству диких животных».

    Письмо Минсельхозпрода РФ от 30.08.1995 № 13-8-13/2290 «О порядке оформления импорта ветеринарных препаратов и кормов для непродуктивных животных».

    Федеральный Закон  от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

    Приказ Минприроды РФ от 04.05.1994 №126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира».


    Приложение 2

     

    Перечень нормативно-правовых актов г. Москвы в области регулирования отношений с животными.

    1.     Закон г. Москвы «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы»

    2.     Закон г. Москвы от 19 сентября 2001 г. № 37 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года №12 «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве».

    3.     Письмо МТУ (Московского таможенного Управления) от 30 июля 1996 г. №01-28/4967 «Порядок пропуска экспортно-импортных товаров и живых животных, подлежащих контролю органами государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте в регионе деятельности Московского таможенного Управления».

    4.     Постановление Правительства Москвы от 01 октября 2002 г. № 819-ПП «О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве». Приложение «Порядок функционирования и финансирования системы городского учета и регистрации животных». Приложение «Порядок организации и финансирования работ по отлову и стерилизации (кастрации) бесхозяйных животных». Приложение «Порядок функционирования и финансирования приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных».

    5.     Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2001 г. № 634-ПП «О красной книге Москвы».

    6.     Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. №455-ПП «Об утверждении временных правил транспортировки (передвижения), содержания и использования лошадей в г. Москве». Приложение «Временные правила транспортировки (передвижения) содержания и использования лошадей в г. Москве».

    7.     Постановление Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. № 630 «О правилах добывания и коммерческом использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих подведомственных территориях (в ред. Постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 № 6-ПП). Приложение «Правила торговли дикими живыми животными в городе Москве»

    8.     Постановление Правительства Москвы от 27 июля 1999 г. №682 «О порядке и условиях ввоза на территорию г. Москвы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения организациями и частными лицами».

    9.     Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. №101 «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» и «Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в г. Москве» (в ред. Постановления Правительства Москвы от 01.10.2002 №819-ПП). Приложение 3 «Об общественной инспекции по защите животных г. Москвы».

    10.  Постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 №6-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. №630 «О правилах добывания и коммерческом использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих подведомственных территориях».

    11.  Распоряжение Мэра Москвы от 23 июля 2001 г. № 721-РМ «О порядке и условиях приема продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, в том числе мяса диких и экзотических животных, на предприятиях торговли и общественного питания г. Москвы». Приложение «Порядок и условия приема продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, в том числе мяса диких и экзотических животных, на предприятиях торговли и общественного питания г. Москвы».

    12.  Распоряжение Мэра от 17 июня 1999 г. №624-РМ «Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного мира на территории Москвы».

    13.  Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 июля 2001 №403 -ЗП «О дополнительных мерах по организации и выполнению работ по регулированию численности безнадзорных животных методом стерилизации в г. Москве».

    14.  Распоряжение премьера Правительства Москвы от 16 января 1998 г. №41-РП «О дополнительных мерах по сокращению численности безнадзорных собак и кошек и упорядочению безнадзорных собак и кошек и упорядочению содержания домашних животных в Москве (в ред. Постановления Правительства Москвы от 01.10.2002 №819-ПП)». Приложение «Структура взаимодействия городских организаций в области регистрации, учета, использования, содержания, защиты, отлова, передержки, ветеринарного обслуживания, стерилизации и утилизации животных в Москве».

    15.  Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 января 1998 г. №102-РП «О порядке выдачи разрешений на добывание диких животных и регистрации пользователей дикими животными, содержащимися в неволе». Приложение «Порядок регистрации пользователей дикими наземными животными, содержащимися в неволе для коммерческих целей».

    Литература.

    1.     Животные в городе. Материалы научно-практической конференции. М. Институт проблем экологии и эволюции им. Северцова А.Н. РАН. 2000.
    2.     Природа Москвы. М. «Биоинформсервис». 1998.
    3.     Кавтарадзе Д.Н., Николаева Л.Ф. Автомобильные дороги в экологических системах. Проблемы взаимодействия. М. ЧеРо. 1999.
    4.     Экология малого города. Социально-экологические аспекты охраны природы г. Пущина и его окрестностей (1981-1985 гг.). Сборник научных трудов. Научный центр биологических исследований АН СССР в Пущине. 1987.
    5.     Птицы техногенных водоемов Центральной России. Сборник научных статей. М.  Изд. Каф. Зоол. Позвоночных животных и общ. Экол. 1997.
    6.     HANDY G.OCAL ANIMAL CONTROL MANAGEMENT Management Information Service, ICMA: IMC Report, vol.25, n. 9, September 1993, НАДЗОР ЗА ЖИВОТНЫМИ: УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
    7.     Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М. МЦУПЛ. 1999.
    8.     Базы данных «Консультант плюс», «Консультант. Региональное законодательство»,  ресурсы Internet.


    ПРИМЕЧАНИЯ

    [1] За все время зоологических исследований на территории в границах современной Москвы с XIX века были зарегистрированы 53 вида млекопитающих, 11 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся, 163 вида гнездящихся птиц . К настоящему времени здесь обитают только 39 видов млекопитающих, 11 видов земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 113 видов гнездящихся птиц.

    [2] В 1999 году в Москве было зафиксировано более сотни укусов собак на 100 тысяч жителей (32784 покуса), из них 730 тяжелых случаев, более 60% покусанных – владельцы, половина – дети.

    [3] В определении животных-компаньонов нет упоминания о животных-поводырях, помогающих слепым. К данным видам животных человек испытывает привязанность, но содержит не только для удовлетворения  потребности в общении

     


Copyright © Е.Е.Белоусова, 2003-2004

Hosted by uCoz